Материал к мастер-классу
Карта маршрута
теоретического исследования
химического состава лекарственного препарата «Маалокс»
(группа исследователей - теоретиков)
- Изучить химический состав лекарственного препарата, его назначение.
- Составить формулы веществ по названию
- Получить у группы технологов образцы полученных гидроксида алюминия и гидроксида магния.
- Отобрать пробы гидроксида алюминия, гидроксида магния и гидроксида натрия (реактив в химической микролаборатории) и добавить по несколько капель в ячейки лабораторного (микротитрационного) планшета для исследования и анализа.
- Сравнить пробы веществ гидроксида алюминия, гидроксида магния, гидроксида натрия по внешним признакам.
- Определить растворимость оснований по таблице растворимости.
- Результаты исследования занести в таблицу.
№
|
Формула вещества
|
Название вещества
|
Характеристика веществ по внешним признакам
|
Растворимость оснований
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
3.
|
|
|
|
|
Карта маршрута
исследования химического
состава «Маалокс» и получения активных веществ
лекарственного препарата
(группа исследователей -технологов)
- Изучить химический состав лекарственного препарата, его назначение.
- Получить гидроксид алюминия и гидроксид магния любыми возможными способами, используя реактивы химической лаборатории.
- Предоставить образцы полученных веществ группам теоретиков, экспертов и специалистов по моделированию химических процессов, происходящих в организме человека.
- Изучить пробы веществ с помощью цифрового микроскопа, обратить внимание на структуру осадков гидроксида магния и гидроксида алюминия и способность гидроксида алюминия растворяться в избытке щелочи.
- Провести фотосъёмку увиденного в объективе микроскопа.
- Результаты работы занести в таблицу.
Формулы веществ
|
Уравнение реакции получения
|
Характеристика структуры осадков
|
Доказательство амфотерности гидроксида алюминия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта маршрута
экспериментального исследования
химического состава лекарственного препарата «Маалокс»
(группа экспертов - аналитиков)
- Изучить химический состав лекарственного препарата, его назначение.
- Получить у группы технологов образцы полученных гидроксида алюминия и гидроксида магния.
- Определить реакцию животной (на примере белка куриного яйца и культуры клеток простейших) и растительной (на примере ткани водоросли) клеток на воздействие гидроксидом магния, гидроксидом алюминия, гидроксидом натрия, используя цифровой микроскоп.
- Провести фото- и видеосъёмку происходящих процессов.
- Ответить на вопрос : «Можно ли усилить действие лекарственного препарата «Маалокс» добавлением в химический состав гидроксида натрия?». Ответ обосновать (в выводе).
- Результаты эксперимента занести в таблицу.
Формулы веществ
|
Изменения, происходящие в клетках животной и растительной тканей при добавлении гидроксидов
|
Вывод
|
Белок куриного яйца
|
Клетки водорослей
|
Культура клеток простейших
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта маршрута
моделирования химических процессов, происходящих в организме человека
при применении лекарственного препарата «Маалокс»
(группа специалистов по моделированию физиологических процессов)
- Изучить химический состав лекарственного препарата, его назначение.
- Получить у группы технологов образцы полученных гидроксида алюминия и гидроксида магния.
- Приготовить 0,5 % -й раствор соляной кислоты и определить значение рН (в желудочном соке человека массовая доля соляной кислоты составляет в среднем 0.5 %).
- Определить значение рН гидроксида алюминия, гидроксида магния отдельно и после сливания.
- Определить значение рН после добавления в раствор соляной кислоты смесь гидроксида магния и гидроксида алюминия.
- Сравнить полученные результаты, предоставить графики по значениям рН растворов, используемых в опыте.
- Выяснить причины повышенного уровня кислотности желудочного сока в организме человека.
- Составить таблицу по результатам исследования.
Формула вещества
|
Значение рН
|
Вывод (среда кислая, щелочная, слабощелочная, нейтральная и т.д.)
|
Причины повышенного содержания соляной кислоты в желудочном соке человека
|
HCl
w (HCl)=0,5%
|
|
|
|
Mg(OH)₂
|
|
|
Al(OH)3
|
|
|
Al(OH)3, Mg(OH)₂ как суспензия
|
|
|
После добавления суспензии в раствор соляной кислоты
|
|
|
Справка. Нормальный pH для пищевода — 6-7 единиц, но при выбросе желудочного сока в пищевод он снижается до 4 и ниже. Щелочная среда пищевода становится кислой, появляется жжение и дискомфорт. Это и есть изжога
|